Застрягли: монологи українців, які зіткнулися з проблемою повернення додому

З 17 березня Україна офіційно закрила пасажирські авіасполучення. За оцінками МЗС, в системі ДРУГ (реєстрація громадян, що знаходяться за кордоном) з моменту обмеження авіапростору зареєструвалося понад 76 осіб. Десятки тисяч українців залишилися за кордоном без можливості повернутися додому: зворотні рейси були скасовані, а спецрейси коштують у два-три рази дорожче регулярної ціни. Публікуємо історії людей, що потрапили в цю ситуацію, щоб привернути увагу посадовців до проблеми евакуації наших громадян.

Євгеній, Мексика

Мене звати Євгеній, я з дружиною і двома друзями застрягли в Пуерто Ескондідо, штат Оахака, Мексика. Зворотні квитки купували на рейс Канкун – Мадрид, 25 квітня в компанії Evelop Airlines. Далі планували повертатись в Україну 27 квітня з Ryanair. Компанія Evelop рейс скасували минулої неділі. Пропонує варіанти змінити бронювання на травень-жовтень, або повернути вартість квитків. Поки нема гарантій що ці рейси також не скасують.

Поки туристи в Латинській Америці допомогу не отримали, але ми на зв‘язку з нашим консулом в Мехіко пані Ганна Пророк. В нас є спільна група watsapp в якій понад 120 учасників і де ми отримуємо свіжу інформацію від посла стосовно закриття кордонів, транзитних рейсів в Україну тощо. Інформації щодо спецрейсів з Мексики поки що нема. Ми плануємо повертатись додому, але якщо спецрейсу не буде, то єдиний варіант який розглядаємо — чекати на відкриття повітряного простору в Європі. Знову таки наша авіакомпанія Evelop Airlines дозволяє змінити бронь не раніше ніж на травень. В нас є можливість працювати віддалено, тому ми готові затриматись надовше до вирішення проблеми з авіасполученням.

Дуже показова реакція мексиканців на карантин — біля кожного магазину чи кафе завжди стоять дезінфектори або мило. Люди без потреби не з’являються в публічних місцях. Готелі та кафе починають закриватись. Є  інформація щодо закриття публічних пляжів. Власник гест хауза в якому ми живемо скасував всі майбутні броні та закрив гест хауз для нових клієнтів, дозволивши жити лише постояльцям. Також власник геста пообіцяв не підвищувати нам ціни: -«No increasing in the price, we have to show solidarity with this pandemic.»

Надзвичайно приємно коли люди, розуміючи ситуацію, не шукають наживи, а проявляють солідарність.

Читайте також: Які права мають пасажири, чиї рейси скачували через спалах Covid-19

Лавриненко Марк, Шрі-Ланка

На даний момент чекаю на рейс в Київ в аеропорту Коломбо. 7-мого березня, група з 6-ти киян трьома різними авіакомпаніями (Turkish Airlines, Qatar Airways, KLM) полетіли в Шрі на два тижні. Перший тиждень пройшов прекрасно. Ми подивились на черепах в Хікадуві, сходили на Jungle Beach в Унаватуні, посерфили у Велігамі.

Приблизно в середині відпустки, зранку 14-го березня в телефоні побачив три повідомлення від друзів зі зверненням Президента про закриття повітряного простору з 17-го березня.

Відразу почали виходити на зв‘язок з авіакомпаніями та посольством України. Жодна авіакомпанія не відповіла протягом наступних декількох діб. Ми дзвонили в коллцентр, писали на пошту і писали на сторінку в фейсбук. Це були субота і неділя, очікувати іншого результату було б наївно. В суботу, 14-го березня нам вдалося додзвонитися на WhatsApp посла України в Індії і ми отримали його рекомендації:

1) Перебронювати або взяти нові квитки на найближчий час
2) Перечекати невизначений час заборону польотів
3) Сподіватися на можливий евакуаційний рейс від України.

Наступний тиждень пройшов в чатах в Телеграм. Назбиралася група десь з 700 людей, серед яких багато хто потребував перельоту зі Шрі в Україну. Оскільки Посла України не впустили в Шрі-Ланку, він вибрав двох своїх представників серед українців які тривалий час проживають на острові. Вони тримали в курсі всіх новин, і змогли домовитися з компанією Sky Up про організацію спеціального комерційного рейсу. Ціна квитків $500+. Ціна в одну сторону перевищує ціну квитків які ми брали у дві сторони.

Наша держава спочатку створила проблему для своїх громадян, а потім запропонувала вирішити цю проблему за гроші громадян. Що робити тим хто не має можливості придбати квитки на рятівний рейс Sky Up я не знаю.

Пост у ФБ щоб привернути увагу до проблеми

Анна, Словаччина

Итак, прилетели мы в Словакию 11.03.20. Все было как обычно, самолет практически полон, только на выходе из аэропорта измеряли температуру.

Мы планировали провести в Братиславе 2 дня и 13.03 переехать поездом в Зальцбург. И, придя утром на ж/д вокзал Братиславы, увидели, что нашего поезда, конечно же, не было. Мы пошли в  tourist information и узнали, что все поезда за пределы страны отменены. Возник вопрос, что нам делать. Мы поняли, что в Австрию не попадаем и нужно срочно возвращаться в Украину. Первое, что пришло в голову – связаться и посольством. И на 15й раз любезная девушка ответила. Ответ меня шокировал: «Мы ничем не можем помочь, вам нужно самостоятельно решить, что делать – остаться в стране или покинуть ее». Отличное предложение, учитывая, что мы никак не можем добраться до границы. Единственное, что она сказала – двигаться на границу с Ужгородом Вишне Немецку. Вот так нас эвакуирует государство!!!

Мы поняли, что помочь себе можем сами и решили действовать. Сначала мы взяли билеты до Кошице на поезд – самый быстрый едет 5 часов. По карте мы посмотрели, что оттуда до границы 95 км. Когда мы прибыли на вокзал в Кошице, это место напоминало апокалипсис из фильма ужасов. Словаки практически не говорят по-английски, и мы с трудом смогли понять, что билеты у них продаются в автобусе. Но в каком – не понятно!! Мы снова нашли “Информацию для туристов” и на русско-английском узнали варианты передвижения до границы. Их не было!! Автобусы, которые ходили до границы, переезжали ее и двигались дальше в Польшу или Украину. Получается, что правительство страны в один день закрыло все границы и отменило транспорт!

Мы вызвали такси Bolt и любезный водитель Томас на ломаном английском сообщил, что на этой границе нет пешеходной зоны. Отмечу, что в посольстве об этом, видимо, не знают или же им все равно! В итоге за 80 евро Томас предложил отвезти нас на границу Убля, которая имеет пешеходную зону, но находится чуть дальше. Конечно, мы согласились, т.к. не хотели застрять в стране на неопределенный срок.

На границу мы попали часов в 21.00, было достаточно сыро и мерзко. Прошли мы ее минут за 10, никто ничего не спрашивал и вещи не смотрел. На выходе наши измеряли температуру. Когда мы вышли за пределы границы поняли, что оказались в украинском лесу за 40 км от Ужгорода. Пограничник любезно предоставил телефон таксиста, который за 500 грн. быстро приехал и отвез нас прямо в отель, который я забронировала по дороге. В итоге ночь мы провели в Ужгороде, затем во Львове и вернулись в Днепр 16.03.20.

Вот так накрылись наши планы с Австрией и обратный рейс из Нюрнберга (и никаких возвратов денег мы не получили ни за отели, ни за перелет).

Это сообщение на самом деле крик души о том, что я на собственной шкуре поняла, как наше государство НЕ помогло!!! Зато теперь я знаю, как за 12 часов покинуть закрытую страну!)

Назар, Йорданія

Привіт, мене звати Назар, прилетіли ми (я і 3 моїх друзів) в Йорданію 9 березня з Кракова рейсом FR6630,відповідно на цей момент ми перебуваємо 7 днів, зараз перебуваємо в столиці Амман, приїхали не пакетним туром, а відвідувати заплановані місця (такі як Петра, пустеля Ваді Рам і інші), пробували повернутись спершу літаком в Польщу 16 березня і з Польщі автобусом (але літак скасували), другий раз квиток до Будапешта 18 числа(також скасований рейс), зв’язувались з посольством, чіткої відповіді нема, кажуть шо формують списки людей, але коли та чи забере літак взагалі нічого не говорять.

Наразі надійшла інформація про літак який має прилетіти 24 числа – це комерційний чартерний рейс в якому ціна квитка 400 доларів, ми придбали квитки, проте гарантії шо літак прилетить нема, бо хочуть заробити на таких як я грошей і якщо не набереться достатня кількість людей то літак скасують. Якшо так – гроші повернуть, от сидимо і чекаємо, єдине що лишається.

Читайте також: карта країн, які закрили кордони для іноземців

Бронецький Роман, Індонезія

Три місяці подорожував по Південно-східній Азії. Мав заброньовані квитки на Scoot (Джакарта-Сінгапур-Берлін) на 17.03…далі мав їхати або прямим автобусом або летіти в Україну. Але рішення влади закрити авіапростір, а Євросоюзу і сусідніх країн про закриття кордону для іноземців, зробили повернення нереальним. Більше того – втратив квитки без повернення коштів, бо рейс відбувся, але оскільки на той момент про “евакуаційні” рейси ще не було інформації, а регулярні були скасовані, то взяти з Берліна транзитний варіант не можна було і в Євросоюз на той момент мене не впустили б (точніше не пустили на посадку в літак ще на вильоті).

А далі довготривале очікування допомоги від влади чи посольства у Джакарті, де також карантин і місцеве населення стало ворожим до туристів!

Допомога від посольства обмежилась фразами дипломатів: поки не можемо ніяк допомогти, складаємо списки (вже вкотре перескладають)… чекайте. На мої запитання чого чекати й скільки? А найголовніше, що гроші втрачені та грошей на прожиття тут вже практично нема!!! То у відповідь почув, що ситуація у вас погана, але не можемо допомогти.

А що робити далі?

Олексій Качмала, Азербайджан

Мы с женой и маленьким ребенком (1 год) находимся в г. Баку. Билеты у нас были в Киев на 20.03, и после объявления о том, что границы будут закрыты — естественно рейс был отменен. По местному законодательству находиться на территории Азербайджанской Республики гражданам Украины можно до 90 дней.  И этот срок заканчивается в апреле. С учетом того, что ближайшие страны тоже закрыли границы — то возобновить разрешение на временное пребывание простым выездом/въездом не получится. Большая благодарность нашему посольству. На странице в соц сетях посольство разместило телефон What’s App, по которому отвечали довольно оперативно.

14.03 я обратился в посольство с просьбой разъяснить ситуацию и посоветовать, что нам делать в этом случае.

16.03 с посольства ответили, что последний рейс, который вылетает из Баку будет 17.03, а все остальные рейсы будут отменены. Этим рейсом мы решили не лететь, так как появиться в Борисполе вместе со всеми возвращающемся гражданами со всего мира – не самая лучшая идея. И решили пересидеть на карантине в Баку (хорошо, хоть жилье здесь недорогое) с надеждой, что посольству удастся договорится с местными властями о продление разрешения на временное пребывание. Тем более в этот момент уже были сообщения о подобных договоренностях во Франции, Таиланде и других странах.

18.03 мне позвонили из посольства (очень приятно, что лично позвонили и разговор начали со слов “Як у Вас справи?”) и сообщили, что им удалось договориться с миграционной службой о продлении разрешения на временное пребывание онлайн и все детали на сайте миграционной службы уже опубликованы. Ну, думаю, супер! В онлайне можно будет подать все документы получить продление и спокойно пересидеть на карантине здесь. Но, все было не так хорошо, как казалось на первый взгляд. Чтобы получить необходимые документы, которые можно подать “онлайн” побегать придется изрядно. Тут перечень всех документов.

Зачем было так усложнять процедуру — не понимаю. Неужели нельзя всем автоматом продлить разрешение в зависимости от даты заезда, чтоб никому никуда идти не пришлось.

Думаю, ну ладно, подождем еще пару недель если ситуация не улучшится — займусь подготовкой документов. Все-таки какой никакой вариант.

Сегодня же, 22.03, от посольства приходит сообщение, что 24.03 будет спец рейс МАУ, и это последний шанс вернуться в Украину. И тут я думаю, вот она реальная возможность вернуться домой. Захожу в приложение для бронирования билетов, а билет на 2их взрослых и одного младенца стоит 15 500 грн. Для справки, билет на 20.03 в том же составе стоил 7400, который МАУ отменил без возврата стоимости, но с возможностью изменить даты на рейс после 04.04.2020

Мы же не просим нас спасать и выслать за нам самолет для эвакуации. Нас никто сюда не отправлял и это наша ответственность оплатить себе дорогу домой. Просто хотелось бы человеческого отношения, и если есть рейс — то продавайте билеты по нормальным ценам, ну или поменяйте те билеты, которые мы уже купили. А так выходит, что МАУ просто покрывает свои убытки, пользуясь все общей ситуацией. Хорошо хоть МАУ маски и санитайзеры не продает!

Вот такая вот история! Будем надеяться, что подобные достижения не будут подаваться как “ПЕРЕМОГА! МИ ЗРОБИЛИ ВСЕ ЩОБ ВСIХ ВРЯТУВАТИ!”

А сами тем временем займемся подготовкой документов и поиском нотариуса, который поможет пройти бюрократический процесс.

Читайте також: Інформація для тих, хто має вагомі причини для поїздки за кордон

Вікторія, Балі

Застряли на Бали, пока не вернулись, нету возможности. На тот момент, когда объявили о том, что нужно вернуться домой, билеты уже поменять не удалось (турецкие авиалинии). Все украинцы скооперировались в чат телеграмм, нас тут больше 1 тысячи. На данный момент официальной информации по эвакуации людей с Бали нету. Мы уже сами инициировали вопрос заказа частного самолета, для собственной эвакуации, так как все точки, в которых можно было осуществить транзит закрываются каждую минуту.

Турецкие авиалинии не готовы оправлять людей в Стамбул, так как говорят, что украинцев не пускают (указ от государства) хоть там вроде, как и организован официальный хаб, но добраться туда очень сложно или за очень большие деньги.

Длительное пребывание в разных аэропортах увеличивает риск заболеваемости. Мы беспокоимся о своей безопасности, потому что долго нету никакой официальной информации. Те кто могли – улетели доплачивая космические суммы. Общее впечатление от ситуации – неопределённость тотальная. Даже при возможности бесплатно поменять билеты, мы не имеем никаких гарантий, что именно в те жаты мы сможем попасть домой.

Также, по истечению 30 дневной визы, нужно Ее продлевать, в этом государство помогло, но не все готовы отстаивается здесь на неопределенный срок. Деньги заканчиваются, не у всех есть удаленные источники дохода.

На острове с каждым днём становится меньше людей, закрываются пляжи и заведения. Ожидать быстрого завершения не стоит.

Другие страны организовывают чартеры для своих граждан. К примеру,  Польша – за доступную цену. Для граждан России Турецкие авиалинии бесплатно меняют билеты на прямой чартер в Москву (аэрофлотом).

У нас же пока вариантов совсем нет.

Звернення громадян України, що застрягли на Шрі-Ланці:

Оксана Ряборука, Німеччина

Сначала надо было закрыть аэропорт своим гражданам, организовать массовую проблему, а потом продавать билеты в 4 дорога и называть это эвакуацией? Я сначала потеряла деньги за свой авиа рейс на 17 марта. Затем по указу президента поспешила добраться домой до 17 числа, купила билет на автобус за 2тыс грн 15 марта. Покупала рано утром 14 числа, других рейсов уже не было. Наш автобус застрял на границе с Польшей, это показывали по всем новостям. На 5 день только личными усилиями Виктории Кононенко, которая работает в нашем посольстве в Германии, и местных волонтёров этих людей договорились перевезти через границу Австрии и потом Венгрии. Лично я, проведя 3 ночи в этом автобусе, не дождавшись этого решения купила билет на Sky Up, как только были открыты рейсы. Стоимость билета 5000 грн. У меня вопрос, на сколько это льготная цена?? И на сколько это можно считать эвакуацией? Так же авиалиния не возвращает деньги в случае чего и не меняет дату рейса. Обычные цены Берлин — Киев европейских авиалиний в районе 1,2 тыс грн. Мой рейс завтра, 23 марта. Я здесь не «заробітчанин», я бюджетный турист и не рассчитывала на такие расходы, деньги мне собирала семья и друзья скидывались кто сколько может, потому что нужно было ещё на хостел до 23 числа. Как я доберусь до своего города Днепра тоже вопрос, транспорта нет даже с Борисполя.

По прилёту просидели в самолете больше 4 часов, сказали придерживаться ограничений карантина. Вот куда нас высадили, терминал В. У справочной один ответ «никакие рейсы никуда не ходят». Нет ни воды, ни аптеки, ни продуктового. Кто выходит назад не впускают, на улице -5. Люди ждут утра, чтобы как-то попуткой добраться домой.